О положительных результатах деятельности РГП на ПХВ «Высшая школа общественного здравоохранения» - КАЗАХСТАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ВШОЗ"

«образование через всю жизнь»

О положительных результатах деятельности РГП на ПХВ «Высшая школа общественного здравоохранения»

О положительных результатах деятельности РГП на ПХВ
 «Высшая школа общественного здравоохранения» за 2012 год

В 2012 году ВШОЗ прошла Национальную аттестацию МЗ РК, Национальную аккредитацию МОН РК и Международную аккредитацию Агентства аккредитации образовательных учреждений в сфере здравоохранения (APHEA).

1.    Общая характеристика
Высшая школа общественного здравоохранения (ВШОЗ) – один из первых специализированных институтов подготовки и переподготовки специалистов общественного здравоохранения на территории стран СНГ и в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР).
Важной особенностью задач Школы является подготовка не только медицинских работников, но и других специалистов (экономисты, финансисты, социологи, биомедстатистики, специалисты по безопасности продуктов питания, сферы социального обеспечения, охраны труда, а также органов управления, отвечающих за социальную политику в центральных и региональных органах управления).
ВШОЗ является полноправным членом Международных организаций и Ассоциаций, представляющей Республику Казахстан:
1.    ASPHER – Ассоциация Школ общественного здравоохранения Европейского региона.
2.    APACPH – Ассоциация Школ общественного здравоохранения Азиатско-Тихоокеанского региона.
3.    EUPHA – Европейская ассоциация общественного здравоохранения.
4.    IUHPE - Международного Союза по укреплению здоровья и санитарному просвещению,
5.    МЦИКЖ - Межнационального центра исследований качества жизни

Во ВШОЗ осуществляет деятельность Этический комитет, зарегистрированный в Министерстве здравоохранения и социального обеспечения США, Отдел по защите человека в исследованиях имеется Федеральная гарантия для защиты участников медицинских исследований.

Во ВШОЗ с 2000 года выпускается Центрально-Азиатский научно-практический журнал по общественному здравоохранению (Свидетельство №1327-ж от 15.06.2000г., выданное Министерством культуры, информации и общественного согласия РК). В текущем году проходит экспертизу на присвоение рейтингового  уровня научных изданий  в международном Агентстве  Thompson Reuters.

2. Кадровый состав
Высокий процент остепененности кадрового состава. 98% профессорско-преподавательского состава ВШОЗ имеют ученую степень и ученые звания. 20%  преподавателей имеют степень магистра европейских и западных школ общественного здравоохранения. Приглашаются для преподавания и проведения мастер классов с зарубежных вузов Европы и США: Университета содружества Вирджинии (VCU), Колумбийского Университета, университета Южной Дании, Университета Олбани.
В 2012 году специалисты ВШОЗ прошли неоднократное повышение квалификации в нашей стране и за рубежом (по вопросам педагогики и медицинского образования, дистанционного обучения, делопроизводству, библиотечного дела, лидерству, финансового менеджмента, аккредитации (Малайзия), доказательной медицины (Великобритания). Участвовали в международных конференциях и семинарах (Турция, Мальта, Россия, Венгрия).

3. Финансово – экономическая устойчивость
Введена новая система дифференцированной оплаты труда, которая показала положительные результаты, как один из мотивационных факторов повышения качества обучения и объема платных услуг. Чистый доход за первое полугодие 2012 года практически равен чистому доходу за 2011 г. Практически в 1,5 раза увеличен фонд заработной платы и в 2 раза увеличилась средняя заработная плата сотрудников, она составляет 123 378 тыс.тг. При этом, улучшилась материально-техническая база ВШОЗ, сделан ремонт за счет внебюджетных средств в общежитии, аудиторий, кафедральных кабинетов, санитарных узлов, усилены средства безопасности.
В рамках дифференцированной системы оплаты труда, виды учебно-методической, научной работы четко определены и имеют эквивалент в часах и баллах, что позволяет оценить конечный результат не только аудиторной, но внеаудиторной работы.

4. Контингент обучающихся
Растет число претендентов на поступление в магистратуру и докторантуру ВШОЗ. С 2007 по 2012 год количество заявление в магистратуру возросло с 30 до 167 и, соответственно, конкурс вырос с 1.2 до 5,6 человек на один образовательный грант. Конкурс на образовательный грант в докторантуру возрос с 3 до 5 человек.
С расширением академических программ и открытием профильного направления, в т.ч. МВА увеличило число поступающих с немедицинским образованием (экономисты, психологи, социальные работники, маркетологи), что способствует развитию общественного здравоохранения в других ведомствах и сферах общества.
Представлен широкий спектр тематик курсов – 32 курса по различным направлениям ОЗ, что способствует привлечению контингента разных специальностей.  
Практически высокая наполняемость групп (не менее 15 человек). Отмечается увеличение числа заявок со всех регионов Казахстана. По поручению Министерства здравоохранения РК ВШОЗ организован семинар для руководящего состава республиканских организаций здравоохранения по основам менеджмента (протокол выездного заседания с участием Министра здравоохранения РК от 30 июня 2012 г.)
По предварительным заявкам проведены целевые курсы для немедицинских специалистов (психо-социальная работа, медико-социальная реабилитация, информационные технологии, статистика, паллиативная помощь, делопроизводство, государственный закуп, разработка бизнес-планов и т.п.).  
Выполнены заказы от крупных частных медицинских структур (ТОО «Медикер» по клиенториентированным технологиям).
С применением технологии обучения переподготовки по программе «Менеджер здравоохранения» без отрыва от производства с выездом в три региона страны увеличился удельный вес обучающихся из числа первых руководителей организаций здравоохранения (88 руководителя) с минимальным отрывом от производства с 3-мя заездами на базу ВШОЗ (33 руководителя).

5. Учебно – методическая работа
Разработан пакет учетно-отчетных и методических документов для ведения обучения с дистанционным компонентом – руководства для тьюторов, руководство администратора, форма отчета для тьютора.
Разработаны модули и электронные книги для работы в дистанционном режиме – 60 книг, 49 тестов.
Адаптированы 18 руководств и 18 буклетов заданий для работы по британской технологии обучения в дистанционном режиме. Обучение подкреплено аудиоматериалом

6. Учебно-воспитательная работа и педагогическая нагрузка
ВШОЗ стала инициатором и организатором проведения Республиканского Форума и мастер класса молодых ученых общественного здравоохранения с целью консолидации и интеграции в международное научное сообщество.
ВШОЗ впервые разработала технологию проведения Республиканской Олимпиады и провела конкурс на уровень знаний, навыков и компетенций среди магистрантов.
ВШОЗ тесно сотрудничает с Фондом Первого Президента Лидера нации Н. Назарбаева по вопросам совета молодых ученых.
ВШОЗ совместно с Комиссией по делам женщин, семейно-демографической политики при Акиме г. Алматы и Общественным Фондом «Активное долголетие» провели Круглый стол на тему «Старость - проблема или этап жизни…».
Ведется рейтинг ППС среди наших слушателей и обучающихся.
 
7. Учебно-материальные активы
Примечательно, что ВШОЗ размещен в капитальном отдельно стоящем 5-ти этажном здании общей площадью 7093,2 кв.м. Расположение учебных помещений, аудиторий оборудованных современными техническими средствами, Интернет-классы, общежития с удобствами, комнаты отдыха с телевизорами и Wi-Fi, столовая, комнаты для кофе-брейков, медицинский пункт, тренажерный зал в одном здании способствует эффективному использованию времени для обучения.
Развивается и усиливается инфраструктура, ориентированная для удобства обучающегося.  Следует отметить разграничение зон обучения в зависимости от целевых групп: отдельный сектор для магистерских и докторских программ; отдельный сектор для краткосрочных программ, сектор для менеджеров здравоохранения. Мебель в аудиториях мобильная, легкая, персональная, что удобство при формировании пространства для тренинга в той же аудитории в которой проводится лекция или семинары.  Все обучающиеся, проживающиеся и сотрудники обеспечены чистой фильтрованной водой.
Компьютерные классы размещены рядом и для получения доступа к информации и базам данных, в библиотеке ВШОЗ внедрена технология терминального доступа с использованием технология NComputing. Для обеспечения информационного обмена ВШОЗ имеет Internet-терминалы, возможности современных типов электронной связи, включая e-mail.

8. Учебные и научные лаборатории
Базами для практических и исследовательских работ являются ведущие организации здравоохранения: РЦРЗ, центральная клиническая больница управления делами Президента, ЦКГБ № 1, Центр изучения глобального здоровья в Центральной Азии в сотрудничестве с Колумбийским университетом.

9. Информационные ресурсы и библиотечный фонд
На основании рекомендации комиссии, созданной по приказу МЗ РК от 2 августа 2011 года № 496 ВШОЗ одна из первых образовательных организаций системы здравоохранения внедрила в образовательный процесс компоненты дистанционной технологии обучения на базе программы «Система дистанционного обучения (СДО) Прометей» (Россия).  
Компонент дистанционного обучения применятся в основном для выполнения самостоятельной работы магистрантов и докторантов, для проведения пре- и пост- тестов, а также  итоговой оценки знаний слушателей краткосрочных и среднесрочных программ, по очной форме обучения, с целью оценки знаний до начала курса,  анализа и объема полученных знаний по окончании курса. Тестовая проверка является эффективной формой контроля знаний и умений обучаемых, позволяющая формализовать процесс провер¬ки знаний, сделать его объективным, управляемым и автоматизированным.
Система аутентификации (определение подлинности пользователя на основе логина и пароля) дополнена методом проверки данных: 1. при предоставлении общих заданий, файл проверяется на авторство издания, 2. Индивидуальное задание с применением личных данных.
За период с 2004 по 2012 гг. используя СДО «Прометей» (вер.4.0-4.3) в ВШОЗ прошли обучение по 15 курсам, 847 слушателей,  сформировано 88 групп. Для работы со слушателями были обучены и назначены 30 тьюторов из них 7 с правами организатора и 2 администратора. Были созданы 60 электронных книг, и, для закрепления знаний и проверки успеваемости, 49 электронных тестовых наборов.

В ВШОЗ существует следующие информационно-образовательные порталы:
1)    Обновленный официальный веб-сайт ВШОЗ –  www.ksph.kz;
2)    Система дистанционного обучения «Прометей» - www.distance.ksph.kz;
3)  Информационный форум для общения и обмена информацией слушателями дистанционного обучения – www.forum.ksph.kz;
4)    Центрально-азиатский научно-практический журнал по общественному здравоохранению – www.journal.ksph.kz.
5)    Листы рассылок предназначены для рассылки оперативной и общей информации касающейся учебного и  научного процесса, общественной деятельности.
1. Everyone@ksph.kz - для всех пользователей ВШОЗ (магистранты + сотрудники + докторанты + слушатели курсов повышения и переподготовки)
2. faculty@ksph.kz  – для сотрудников ВШОЗ
3. prime@ksph.kz – для руководителей подразделений
4. lrcteam@ksph.kz – для сотрудников УИЦ
5. helpdesk@ksph.kz – скорая техническая помощь
6. MasterEveryone@ksph.kz – для профильной магистратуры
7. orgkomitet@ksph.kz – для конференций, олимпиад, летних школ и т.д.
8. phd@ksph.kz – для докторантов ВШОЗ
9. sdo.manager2012@ksph.kz – для слушателей программ с дистанционным компонентом
10. undergraduate@ksph.kz – для магистрантов 1 и 2 курсов

10. Научно-исследовательская работа
Выполнены задачи НТП по вопросам оценки качества детей с инвалидизирующими заболеваниями. Полевые работы выполнялись в Кызылординской и  Алматинской областях. По результатам НТП опубликованы статьи в зарубежных и отечественных изданиях.
 Научные работы магистрантов неоднократно проходят процедуру экспертизы. По объему и глубине, применению современных инструментов и статистических методик, магистерские диссертации имеют высокий уровень научности и практического значения. По результатам магистерских диссертаций опубликовано 3 статьи в зарубежных журналах с импакт- фактором и сборниках международных конференций.
Ежегодно формируется сборник рефератов магистерских диссертаций на трех языках. Защита открытая, сопровождается видеосъемкой. Для объективности и общего подхода к выполнению НИР, разработаны положения о научно-исследовательской работе, в которой определены требования, процедура подготовки и защиты магистерских и докторских диссертаций. Это положение предоставляется каждому обучающемуся.

11. Повышение квалификации и переподготовка
В 2012 году по программе переподготовки впервые Высшая школа общественного здравоохранения МЗ РК разработала и  предложила инновационные программы подготовки менеджеров здравоохранения с компонентом дистанционного обучения с использованием современных интерактивных технологий и методов подачи информации, с привитием навыков самообразования. По данной технологии специалисты ВШОЗ совместно со специалистами  Казахстанского института менеджмента и маркетинга (КИММ)  ежемесячно специалисты ВШОЗ выезжают  на базы управлений здравоохранения областей для проведения занятий. Соответственно не требуется выезд слушателей в ВШОЗ г.Алматы. Все учебные  материалы и пособия доставляются специалистами ВШОЗ.
Предложенный курс переподготовки с дистанционным компонентом обучения по специальности «Менеджмент здравоохранения» обоснован и составлен с учетом требований государственного стандарта переподготовки МЗ РК и программы Института менеджмента здравоохранения Великобритании.  
Обучение по программе «Менеджмент здравоохранения» проводится по технологии  Открытого Дистанционного образования (ОДО), разработанной Открытым Университетом Великобритании, которая позволяет без отрыва от производства  получить теоретические знания и практические навыки  их применения в области менеджмента и пути повышения эффективности управления.
Настоящая  программа ориентирована на руководителей, работающих  в области здравоохранения, фармацевтики, медицинского страхования и других смежных областях, врачей, желающих повысить свой управленческий потенциал и в перспективе занять руководящую должность.
По окончании курса выдаются два документа: удостоверение о переподготовки  ВШОЗ МЗ РК  и  сертификат Казахстанского института менеджмента и маркетинга (864 часа) установленного образца. По данной технологии в ВШОЗ обучились первые руководители организаций здравоохранения Западно- Казахстанской, Кызылординской и  Костанайской областей. Всего обучаются 88 человек. Запущена данная программа для специалистов г. Алматы и Алматинской области – 20 человек.
2-вариант применения компонента дистанционной технологии обучения  по курсу переподготовки «Менеджер здравоохранения», при этом отрыв от основной работы за весь период обучения составляет 3 недели. Слушатели данной программы  приезжают в г. Алматы на базу ВШОЗ, весь материал доступен в электронном формате. По этой программе обучились 33 руководителя.
Применяется проблемно-ориентированный формат обучения– кейс технология. На примере кейса происходит разбор новой темы, разбор ошибок, вырабатывается тактика, с последующим анализом подобных ситуаций или тем на местах в организациях здравоохранения. Вопросы психологии управления, конфликтологии, клиенториентированых технологий, организационного поведения проводятся в виде тренингов.
Одной из новых подходов является обучение в полевых условиях или в рамках Выездной школы. Такие школы проведены на базе санатория «Щучинск» и санатория в ЗКО - летняя и осенняя школа 2012 г. по темам ЧС и командообразованию, организационного поведения и лидерства. Реально создаются условия ЧС – тушение пожара, вывод населения из зон наводнения, действия при землятрясениях. Для руководителей ОЗ и специалистов по ЧС разработано практическое руководство.
ВШОЗ является образовательной площадкой для специалистов Центральной Азии. По вопросам медико-социальной реабилитации инвалидов обучено 18 человек из Таджикистана.

С переходом на ПХВ возникла потребность в усилении маркетинговой деятельности ВШОЗ. В этой целью во ВШОЗ применяются новые технологии маркетинга: бизнес завтраки, рассылка рекламных презентаций, бесплатные минитренинги, статьи в журналах, участие в выставках, изменен и активизирован сайт ВШОЗ, выработана атрибутика ВШОЗ, выпущены рекламные и информационные материалы: буклеты, каталоги.

12. Магистратура и докторантура
С 2011 года реализуется образовательная программа по профильной магистратуре. В 2012 году выпущено 17 магистров общественного здравоохранения. В 2012 году на платной основе обучаются 11 человек.
Для профильной программы разработаны 17 модулей для самостоятельной работы магистрантов. Создаются профили: эпидемиология, статистика, менеджмент и социальные науки.
В 2012 году внедрена образовательная программа МВА по специальности «Общественное здравоохранение». Начато обучение 20 специалистов на основании договора с РЦРЗ и 9 специалистов на платной основе, 2 человека на грант ВШОЗ.
В ноябре 2012 года организован обучающий тур в Турцию для изучения менеджмента здравоохранения Турции. 15 магистрантов МБА посетили клиники Стамбула, участвовали в работе семинаров организованных Группой «Флоренс Найтингейл» (FLORENCE NIGHTINGALE HOSPITALS GROUP). В рамках данного визита в Группу, 4 магистрантов ВШОЗ приняли участие в работе международной конференции по трансплантации печени, имели возможность участия в операции по трансплантации печени, в качестве наблюдателя, общения с ведущими зарубежными специалистами трансплантологами.
В январе 2013 года запланирована научная стажировка докторантов 3-го года обучения в Литовский Университет наук здоровья.
Имеются заявки на поступление в докторантуру иностранных лиц.
Создана база данных выпускников ВШОЗ с 2005 года ведется и ежегодный мониторинг их профессиональной деятельности.

13. Международное сотрудничество
В рамках прохождения международной аккредитации и членства АСФЕР в этом году проведена большая работа по подготовке самооценки и проведению визитинга международных экспертов.
В рамках сотрудничества выполняются следующие проекты:
-Academic Fellowship Program (программа по развитию высшего образования в содействии кафедре достичь академического уровня мирового класса) в котором участвуют наши специалисты.
-В рамках сотрудничества с Фондом СОРОС в 2012 году завершился проект «Развитие паллиативной помощи и разработка государственного стандарта оказания паллиативной помощи в РК».
-Выполняются образовательные    и консалтинговые услуги по надлежащим практикам в области фармации совместно с ООО ВИАЛЕК и международной группой компаний (Польша, Украина, Россия).
-Планируется развитие сотрудничества в рамках проекта «Качественное здравоохранение» (ZdravPlus, USAID). Планируется сотрудничество с CDC с привлечением магистрантов в совместных научных исследованиях.

14. Система менеджмента качества
С 2012 года начата работа по подготовке к международной сертификации менеджмента качества ВШОЗ.

15. Профсоюзная и правовая работа
В 2012 году всем сотрудникам ВШОЗ было выделено оздоровительное пособие в размере 50 тысяч, предоставлены льготные путевки на санаторно-курортное лечение. С участием профсоюза были проведены все государственные и национальные праздники, мероприятия.


Заключение


Результаты деятельности Высшей Школы общественного здравоохранения могут указывать на то, что ВШОЗ обладает основой и ресурсами для развития стратегии общественного здравоохранения страны в соответствии с Европейской политикой здравоохранения «Здоровье - 2020» и Европейским планом действий по укреплению потенциала и служб общественного здравоохранения.
Все положительные результаты достигнуты благодаря совместной интенсивной работе сотрудников ВШОЗ, партнеров, обучающихся специалистов, благодаря пониманию значения и миссии ВШОЗ для общественного здравоохранения нашей страны.